:::: MENU ::::

Наука про воздействие музыки на организм человека

Журнал NME перебросил на статью BBC про то, что музыка может стать причиной “оргазмов кожи”. Некоторые люди особенно чувствительны к музыке и проживают ее особенно глубоко.
Психолог и музыкант Луи подростком услышала по радио Второй Концерт Рахманинова для пианино и был поражен реакцией своего тела. И сегодня, как он утверждает, тонкие повороты мелодии и гармоний во второй части этого произведения заставляют ее сердце в буквальном смысле биться быстрей.
Луи играет на пианино и скрипке на высоком уровне, но это не означает, что для переживания электричества в музыке нужно быть музыкальным экспертом. Яркая вспышка чувств от музыки может случиться с каждым – в торговом центре, в церкви, в интернете. Возможно вы знаете о чем речь: покалывания, дрожь по телу, мурашки – некоторые идут дальше и называют свои чувства “кожные оргазмы”. “Эти эстетические переживания могут быть настолько мощными, что ты просто не может ничего поделать,” – говорит Луи.
Многие годы после своего знакомства с концертом Рахманинова Луи стала психологом в Университете Веслейна. Недавно она собрала свидетельства феномена этих ярких переживаний прослушивания музыки со своим студентом Люком Хэрриссоном.
В 1991м году было проведено исследование, которое показало, что более половины участников эксперимента ощущали дрожь, приливы жара и повышенное потоотделение и сексуальное возбуждение при прослушивании своей любимой музыки. Так же они говорили о знакомом чувстве сползающей вниз по позвоночнику дрожи.
Есть примеры других культур, где открыто говорят о похожем.
Суфии северной Индии и Пакистана давно говорили об эротическом измерении прослушивания музыки. Тем не менее Луи и Хэрриссон предпочитают слово “трепет”, так как хотят избежать неуютных коннотаций для участников эксперимента описывающих свои переживания.
Луи отметила для себя в концерте Рахманинова особенные приемы, так и другие люди отмечают определенные моменты становящиеся причиной разных ощущений. Изучая свидетельства исследователи смогли отобрать детали, которые чаще всего становятся причиной “музыкального трепета”. Внезапные смены в гармонии, динамические перепады (от тихого к громкому), и мелодические аподжиатуры (диссонантные ноты идущие вразрез с основной мелодией, как в песне ADELE “Someone Like You”) кажутся особенно мощными.
“Музыкальный трепет вызывает физиологическое изменение связанное с конкретным местом в музыкальном произведении,” – говорит Луи. Вот плэйлист предлагает несколько песен, которые оказывали наибольшее влияние на участников исследования:

Исследователи обращались к участникам проекта с просьбой прослушать свои любимые песни, находясь в аппарате сканирования мозга, чтобы можно было выделить участки мозга откликающиеся на музыкальные фрагменты вызывающие мурашки – для определения механизмов в основе этого феномена.

СЛАДКОЕ ПРЕДВКУШЕНИЕ

“Одним из главных компонентов кажется то, как наш мозг сопоставляет наши ожидания,” – говорит Луи. С момента рождения (а то и раньше) мы начинаем выучивать определенные правила по которым сочиняются песни. Если песня слишком уж точно следует этим принятым правилам, она кажется банальной и не привлекает нашего внимания. Если же правила слишком грубо нарушены, то песня кажется шумом. Но когда композиторы ходят по границе между знакомым и неизвестным, заигрывая с нашими ожиданиями, используя непредсказуемые нюансы (вроде аподжиатур или скользящих гармонических смен), то тогда они попадают в точку воздействия на мозг и результатом может стать “трепет”.
К примеру, нарушенные ожидания могут раздражить (очень слегка) автоматическую нервную систему в самом грубом регионе ствола мозга – и привести к ускорению сердцебиения, замирания дыхания, прилива крови, что указывает на приход “трепета”. Но это еще не все. Ожидание, нарушение и разрешение наших ожиданий включает выброс допамина в двух ключевых регионах – в хвостато прилежащем и ядро прилежащем частях нашего мозга чуть до и чуть после “трепета”. Можно видеть похожий отклик у людей принимающих наркотики или занимающихся сексом, что может объяснить почему мы находим песни производящие у нас мурашки настолько притягательными.
По мере того, как песня становится более знакомой, эти ощущения могут даже усиливаться. Хотя и вы можете утратить эффект неожиданности, вы могли получить установку на получение “трепета” в момент прослушивания этой вещи – точно как собаки Павлова исходились слюной, когда звенел колокольчик извещающий о часе кормежки.

Помимо всего этого наши любимые музыкальные произведения обращаются к нашему сочувствию и эмоциальной солидарности, когда мы пытаемся представить что ощущал композитор или певец в момент создания или исполнения песни. Она также оживит наши собственные переживания, так как песня становится вплетенной в главные события нашей жизни. “Результатом становится эмоциально-ментальный коктейль принимаемый при каждом прослушивании конкретного произведения – и это отчасти причина того, почему наши жизни кажутся настолько индивдуальными,” – говорит Луи. “Наши собственные автобиографические переживания вступают во взаимодействие с музыкой – так чтобы каждый находит для себя свою собственную волнующую музыку.”

Луи считает, что музыка это “инструмент трансформации”, который помог нам построить человеческий ум и как производное – человеческое общество. Можно сказать, что это нечто вроде песочницы. После того, как мы выполнили главные заботы по выживанию, мы используем музыку как площадку для безопасной игры, для тренировки наших умов и расширения нашего опыта. Во время этих игр мы также используем ее для развития нашей эмоцианальной осознанности и связи с другими людьми. “Ты не играешь в одиночестве в песочницах. Ты находишь друзей,” – говорит Луи. Музыка также возможно помогла нам упражняться в эмоциональном общении.
Если все обстоит именно так, то музыкальный “трепет” может быть нашей наградой за упражнения с умом и с обществом. Твердых доказательств к этому нет, но Луи заинтригована недавними исследованиями указывающими, что чем теснее связь между слуховой, социальной и эмоциальными частями мозга, тем больше кожных оргазмов ты чувствуешь. Это может указывать на нейрологическую важность музыки. Другие ученые уже обнаружили, что сочинение/исполнение музыки и танцы вместе с другими людьми становится основой для создания более альтруистичных и сплоченных групп.

P.S. от себя отмечу, что может быть есть какая-то граница этой самой плотности разных участков мозга, чтобы музыка могла способствовать выделению допамина там, где надо. и может быть для достижения необходимой плотности этих связей нужна какая-то подготовка. Вот какой надо делать курс!

505 всего прочитано 1 раз прочитано сегодня


So, what do you think ?

  • Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.

    Spam protection by WP Captcha-Free