:::: MENU ::::

Как сделать выступление моно-артиста интереснее?

Зашла тут речь про причины повального сидения авторов-исполнителей на сцене. Когда в позиции стоя петь намного легче и шоу намного интереснее, если артист стоит и движется по сцене в процессе.

Полез я по своему обыкновению искать статьи на эту тему. И снова наткнулся на пост Ари Херштанда. Ари довольно активный в сети парниша сумевший написать много полезных текстов. Музыку я его, к сожалению, так до сих пор не послушал, но тексты у него получаются достойные.
Текст, который я нашел в этот раз, называется “8 причин, по которым концерты Сингер-Сонграйтеров скучны”.
Хороший заголовок. Не уверен, что каждого исполняющего свои песни в клубах волнует вопрос “Как сделать мои концерты увлекательнее”, но по идее это должно волновать каждого артиста выходящего на сцену. И уж тем более тех, кто продает билеты на свои концерты за настоящие деньги.
Ниже мой перевод текста Ари в чуть сокращенном виде:

Я только что отыграл в новой серии концертов под названием “ДниСонграйтеров” в клубе “The Fox and Hounds” в Студио Сити, Лос-Анжелес. Они выстроили довольно мощную поддерживающую аудиторию музыкантов и любителей музыки для этих воскресных концертов. Без исключения каждое воскресенье клуб забит под завязку публикой полной внимания, слушающей в тишине исполнение артистов. Это не пафосное событие. Даже сцены нет. Артисты расставляют свое оборудование перед окном, в общем-то это просто бар. Но, что делает эти концерты особенными, это публика.

Управляют всем этим музыканты и любители музыки, что сделало эти вечера похожим на скрытое сокровище всей Долины. Большинство присутствующих это другие авторы-исполнители желающие познакомиться с талантливыми музыкантами. В отличии от клубов, в которых нужно платить за шанс выступить, тут сингер-сонграйтерам платят гарантию за выступление. А для слушателей вход свободный.

Перед концертом ко мне подошла женщина и сказала, что собирается написать про мое выступление отзыв в газету. Мы начали с ней общаться и она задала мне забавный вопрос:”Почему большинство концертов сингер-сонграйтеров ничем не запоминаются?” Слегка ошарашенный я попросил ее раскрыть тему. Она сказала, что после большинства концертов сингер-сонграйтеров она не может вспомнить ни единой песни и ничего про конкретный концерт не запоминается.
Поскольку она видела сотни разных таких концертов, ее мнение имеет вес. Большинство выступлений сингер-сонграйтеров на самом деле скучные. Но это не означает, что скучен весь этот жанр.

Так что дорогие сингер-сонграйтеры, вот 8 причин по которым ваше шоу МОЖЕТ БЫТЬ очень и очень скучным:

1) ваша РЕЧЬ между песнями невзрачная или отсутствует полностью

Разговор со сцены это проверенная временем традиция сингер-сограйтеров. Большинство мастеров владеют этим искусством в совершенстве и дают себе волю поговорить между песнями.

В начале вряд ли у вас получится интересно говорить со сцены. Само собой оно не приходит. Точно как с инструментом это нечто, чем нужно заниматься. Работать над этим. Юмористы на сцене не рождаются в готовом виде. Они годами шлифуют свое мастерство. Так же поступают и сингер-сонграйтеры. Упражняйтесь в рассказах историй и шуток дома. Если вы “замерзаете” на сцене, сделайте отметку в своем сет-листе (списке песен к исполнению) про историю или шутку, которую хотите рассказать. Не забывайте отметить, что срабатывает, а что нет. Цель дойти до места, когда вам не нужно ничего планировать и вы сможете отталкиваться от ситуации в зале, делая каждый концерт уникальным и особенным. Но на это нужно время. Это требует особый уровень уверенности появляющийся после многих лет выступлений и сотен концертов. Я знаю, что у меня не сложился стиль сценического разговора пока я не сыграл 200 концертов или где-то около. Нужно время!

пример разговора между песнями:

2) уровень исполнения СЛАБЫЙ

Нет ничего хуже, чем исполняющий свои песни человек играет только на одном инструменте и играет на нем плохо. Не нужно быть Бони Райт или Джоном Маером на своем инструменте, но нужно по меньшей мере играть на неплохом уровне. Нужно работать над своим уровнем игры на инструменте. Смотреть на пальцы, меняя аккорд с G на D, сползая с лада на лад – это неприемлемо. Ты не должен играть на людях пока не научился играть на своем инструменте в том стиле, в котором играешь. Конечно, всегда можно развиваться дальше и ты всегда можно видоизменять свой стиль. Если не можешь солировать, не солируй. Что бы ты ни делал с инструментом, делай это хорошо! Профессиональные сингер-сонграйтеры играющие плохо на гитаре (а использующие гитару как инструмент для написания песен) нанимают гитариста для своих концертов и просто поют. И это хорошо! Не стоит сидеть на сцене и показывать низкий уровень игры на инструменте. Это отвлекает от красоты в твоих песнях.

3) песни ТУПО ПЛОХИЕ

Я устал от того, что сингер-сонграйтер берет несколько “крутых” аккордов, но не может написать хорошую песню, чтобы спасти этим аккордам жизнь. Это как металист-гитараст бесконечно солирующий поверх посредственного инструментала без вокальных партий. Это самовлюбленное потакание своим желаниям. И это скучно. Ты ж поющий АВТОР ПЕСЕН. Таково твое звание. Твои песни должны быть крутыми. Потрать время на написание и внесение корректур и вновь переделывание песен. Большинство великих авторов пишут 5 песен на каждую используемую. Не все, что автор пишет является золотым. Дилан выбросил массу песен, которые мы никогда не слышали. Так отчего ты решил, что каждая написанная тобой песня достойна звучать на концерте? Я дам тебе совет – достойны лишь некоторые. Убедись, что в твоих песнях есть цепляющиеся моменты, запоминающиеся повторы или припевы и тексты выделяются из общего ряда. Поп может смириться с клише и посредственностью – у них есть мощнейший продакшн под текстами. Сингер-сограйтеры не могут мириться с такими вещами. Твои песни должны быть изобретательными, интригующими, соблазнительными, стимулирующими, провоцирующими на мысли и изменяющими жизнь. Если твои тексты не возбуждают ХОТЬ КАКУЮ-ТО эмоцию, перерабатывай их, пока они не станут ее возбуждать. И никогда не останавливайся в этом.

Не окружай себя лишь друзьями и семьей, которые будут тебе говорить, что все твои песни замечательные. Дай послушать свои песни кому-то, кто с тобой лично не знаком и любит этот жанр музыки.

4) ты выглядишь НЕВЗРАЧНО/СЕРО

О таком говорить неприятнее всего, но это важный аспект. И по какой-то причине девчонкам этот вопрос дается легче, чем парням. Ты стоишь на сцене и приглашаешь людей смотреть на тебя 45 минут. Дай же им нечто интересное (и запоминающееся) для глаз! Тебе не надо разыгрывать Джина Симмонса (KISS) , но надень нечто, что уникально для тебя. Ты ж артист. Будь артистичным! Прими свои чудаковатости. Так же как и со своим сценическим говором, твой костюм должен демонстрировать лучшую версию тебя. ОДЕНЬСЯ поизобретательнее! Отличайся. Если ты выглядишь невзрачно, люди будут думать, что и музыка твоя такая же. Надень то, что ощущается верным для тебя. Нечто, что выделит тебя из массы. Пусть у тебя будет свой стиль. Выгляди хорошо ради всего прекрасного в мире. Маскировочные шорты это для мужиков на шашлыках, а не для сингер-сонграйтера на сцене.

5) твои песни не содержат СТРОЧЕК ДЛЯ ТАТУ

Всякий раз, когда я пишу песню, я пытаюсь сделать так, что в ней содержится “строчка для тату”. Всякий кто писал со мной песни слышал об этой моей концепции. Это должна быть настолько сильная строчка, что поклонники будут татуировать ее на своих телах. Как некто, чьи строки из песен стали татуировкой у поклонников, могу сказать, что этот экзамен я сдал. И это те строчки, которые люди запоминают. Они живут сами по себе. Они заставляют людей замереть. Так какие строчки для тату есть в твоих песнях?

6) ты играешь только НА ОДНОМ инструменте

Это сложный момент, так как я видел множество изумительных сингер-сонграйтеров играющих только на одном инструменте и им удавалось держать на кончике сидений целые театры. Но они – профессионалы. Трей Анасташио (гитарист/сингер-сонграйтер группы PHISH) поехал в соло тур несколько лет назад. Он упомянул в одном интервью, что некто сказал ему, что людям становится скучно слушать целых два часа одну и ту же звуковую палитру. Нужно дать слушателям немного разнообразия. Трей разучил несколько песен на пианино, чтобы он мог менять инструмент (хотя в мире не так уж много живущих гитаристов превосходящих его в мастерстве игры на гитаре). На пианино он не был виртуозен, но играл достаточно хорошо, что сделало его шоу намного более интересным.

Во-первых, освой свой главный инструмент. Потом экспериментируй с внесением другого инструмента. Тебе самому не нужно играть на разных инструментах, но либо играй с группой или еще кем-то, кто смог бы внести в твой концерт разнообразие звучания.

7) ты не играешь КАВЕРОВ

Если ты играешь для публики, в которйо большинство никогда не слышало тебя, будет хорошо с твоей стороны дать им кавер в награду за то, что они сидят и слушают такое количество неизвестных песен. Как бы ни были прекрасны твои песни, прослушать 10 неизвестных песен за один присест это нагрузка. Так что помоги людям и разбей их кавером. И пусть это будет кавер песни известной аудитории. Бессмысленно играть странный кавер песни малоизвестной группы из 80х. Исполни в своем стиле песню, которую узнает большинство в зале. Как это делает Сара Барейлис:

8) ты не ДЕЛАЕШЬ ШОУ

Кажется, что это не самое недоступное, но если ты ВЫСТУПАЕШЬ на сцене, то ВЫСТУПАЙ! Не стой там так, как будто ты ненавидишь жизнь, ненавидишь выступление, ненавидишь публику и полностью мертвый внутри. Если ты на самом деле все это ненавидишь, что ж ты вышел на сцену? Займись звукозаписью и не играй живьем. Или книжку можешь написать. ПУСТЬ КОНЦЕРТ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ! Да, даже если ты раскрываешь публике свою душу, этого не достаточно. Я знаю, это сложно воспринять. Так что работай над своими разговорами между песнями, работай над тем как подавать песни на сцене. Тебе не нужно скакать по сцене, но дай им нечто запоминающееся.

Глен Хансард заигрывает свою гитару в клочья и поет из последних сил. Он вкладывает в свое исполнение столько страсти, что у публики нет шанса не подключиться к его энергии.

Бен Фолдс бросается вещами в свой рояль и так мочит по клавишам, что у пианино лопаются струны.

Эди Ширан и Эндрю Берд используют луп-рекордеры.

Ингрид Михаельсон говорит со сцены лучше многих, переходит от укулеле к пианино и может трансформировать огромный зал в свою спальню и дать всем присутствующим ощущение родства и близости.

Бен Харпер одинаково мощно выступает и как соло-артист и с аккомпанирующим составом.

Эни ДиФранко раздирает свою гитару и оставляет литр крови на сцене после своих соло-концертов.

Сара Барейлис и Джэйсон Мраз – два сильнейших вокалиста в этом жанре и оба настоящие мастера исполнения в одиночку.

Джейми Куллум стоит на своем рояле, прыгает с него, поражая публику. Мэтт Натансон – умеет развлечь сценической речью как никто другой.

—————————————–
я хочу добавить тут, что было бы очень неплохо каждому выступающему со своими песнями как можно больше смотреть выступлений крутых артистов этого жанра (хотя бы из списка из последнего абзаца текста), а еще лучше постараться посетить концерты этих артистов. Хотя бы разок!!!!
С другой стороны, конечно, в наших краях странно для многих даже думать о том, чтобы рассматривать авторство песен и их исполнение как профессиональную карьеру и стараться делать свое сценическое выступление как можно лучше. Трудно надеяться, что концерт когда-то станет праздником не для артиста, а для слушателя. А для артиста праздником должно стать то, что музыка стала главным источником дохода и из нее можно никуда не выходить, а только углублять и совершенствовать.

367 всего прочитано 8 раз прочитано сегодня


So, what do you think ?

  • Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.

    Spam protection by WP Captcha-Free