:::: MENU ::::

ОШО о творчестве, свободе и технологиях новых медиа

В этой цитате их дневника даршанов 1976 года “Блаженны невежественные” Ошо комментирует технологические средства выражения и другие аспекты творчества.

Саньясин спрашивает: Я раньше занимался живописью и скульптурой, но в минувшем году я начал снимать фильмы. И я двигаюсь все больше в сторону фильмов, как кажется.

Да, хорошо. Все хорошо. Используй современные медиа для большего созидания… Всего лишь одно предложение – не прекращая заниматься живописью и скульпутрой. Снимай фильмы, но не прекращай с живописью и скульптурой. Если ты продолжишь писать и лепить, это сохранит тебя в очень и очень творческом состоянии, и твои фильмы будут иметь особенное качество. Если ты остановишься, то тогда съемка фильмов больше про технологию, чем про творчество. Она может быть творческой, понимаешь? Но большая часть ее про технологию и зависит от множества вещей. Ты не будешь настолько свободен, как с живописью. Ты не будешь настолько свободен – тебе придется думать о тысяче и одной вещи при съемках фильма.

И тогда возникает зависимость от технологии, ты не один: есть камера и вся технология вокруг нее. Тебе придется использовать множество людей и тебе придется использовать множество приборов. Постепенно к тебе придет ощущение, что творческая часть очень мала – большая часть не про творчество, а про механику… И тебя затянет в эту трясину.

Снимай кино – это очень хорошо потому, что каждое новое медиа можно использовать для творчества. Но с живописью есть свобода.и Со скульптурой есть абсолютная свобода – и ты можешь быть один. Рынка нет, финансирования нет, публики нет. Со съемкой фильмов все это появляется. Кто-то должен кино финансировать – если ты работаешь над большим проектом, то кому-то нужно будет его финансировать. Тогда этот человек привнесет собственные идеи. ЕСли ты хочешь довести дело до конца, тебе придется учесть третьесортную аудиторию и их пожелания… Таковы трудности.

С живописью ты один. Даже когда она не продается, беспокоится не о чем. И картина может найти по крайней мере пару ценителей – тебе не надо беспокоится о самом низком уровне зрителей.

Кино это масс-медиа – тебе придется думать о массах, в противном случае надолго в кино ты не останешься. Твой фильм потерпит финансовый крах и ты будешь банкротом без копейки денег и без перспектив в карьере. Тебе придется учесть самый низкий уровень зрителей – что они хотят – так что история в фильме вращается вокруг них.

Даже фильмы людей вроде Сэмюэла Беккета никогда не были успешны. Где бы их ни показывали, аудитория была возмущена – плоть до ярости и бунта. Люди требовали возврат денег потому, что фильмы выглядел бессмысленным, абсурдным. Его фильмы были невероятно творческими – он был редким человеком – но массам его было не понять, его видение. Он потерпел огромный крах…

Позволь же мне предложить: снимай кино, иди в это, но никогда не теряй контакта с индивидуальной свободой. Наука вывела все на уровень масс – и вся красота и всё хорошее это нечто очень и очень индивидуальное. Когда используется массовое медиа, создатели теряются потому, что очень немногие способны оценить труд. Чем выше предмет искусства, тем меньше вероятность того, что его оценят. Так что не прекращай заниматься скульптурой… и всегда прекрасно делать что-то руками.

Когда между тобой и объектом появляется камера, то камера решает многое. Ты все еще свободен в перемещении камеры, ты можешь многое с ней делать, но все равно твоя свобода не настолько велика, как если бы ты рисовал – и никогда не может быть настолькой великой!

Каждое средство выражения определяет степень свободы. Например, если ты снимаешь фильм, степень свободы намного меньше потому, что тебе нужно использовать механические приборы. Если ты используешь рисование, ты свободен. Если ты танцуешь, ты все еще свободен, ведь холст, краски, кисти – даже их уже нет. Теперь танцор попросту в сам по себе.

Если ты играешь на флейте, флейта кое-что да решает, определенно. Ты не можешь быть абсолютно свободным, флейта будет иметь свое определяющее влияние. И если с флейтой что-то не так, то чтобы ты ни делал, все будет не так.

Таким образом танец это самое свободное искусство, не так ли? Тебе вообще ничего не нужно. Достаточно самого себя. И ты можешь начать где угодно в любой момент – под этими звездами, под этим небом, в свете, во тьме – где угодно. Не нужно даже кисти, не нужно вообще ничего.

Так что помни, чем более технологично средство выражения, тем больше нужно вещей и тем меньше у тебя свободы. Конечно, иди в это – прекрасно пойти в кино, если появилась такая идея, то надо туда пойти – но сохраняй контакт со своим прежним творчеством. Не бросай его, иначе однажды ты ощутишь, что старое не существует, а новое не удовлетворяет тебя так, как ты мечтал.

Так что продолжай рисовать, продложай заниматься скульптурой. Посвяти этому немного времени, и забывай на эти мгновения о фильмах. Это будет также хорошим расслаблением. И стоит быть открытым для разных средств выражения – это один из способов отдыха.

Если тебя преследует математическая загадка, работает одна часть ума. Тогда ты переключаешься и исследуешь поэзию – включается другая часть ума. И это отдых, первая часть ума отдыхает. Потом ты переходишь к музыке – работает еще одна часть ума.

По-настоящему творческий челвоек будет пробовать разные средства для выражения себя, так чтобы использовать свою жизнь многими способами. В противном случае ты всего лишь приклеен к одному медиуму – фильмам – когда ты устал, ты устал. У тебя не было никакого отдыха. Даже когда ты лежишь на своей кровати, ты в своем уме снимаешь кино. Все продолжается… и становится одержимостью.

Хорошо иметь много дверей в своё бытие, чтобы когда одна дверь устала, ты мог ее закрыть, и перейти к другой двери и быть охваченным другой дверью настолько сильно, что ты полностью забываешь о первой – как жуто ее и не существует… по крайней мере в данный момент. И пока ты тут (в коммуне) приходи на Музыкальную Группу, суфийские танцы, делай медитации, и в следующий раз приезжай на подольше. Будет очень и очень полезным тебе пройти несколько групп… это поможет тебе стать более творческим.

Для меня терапия не для больных людей — терапия для тех, кто действительно хочет вырасти выше среднего. Терапия не для тех, кто не может приспособиться — им нужна помошь — но терапия на самом деле для тех людей, которые чувствуют, что быть приспособленным к обществу не достаточно. Это не полная жизнь.

Общество больно, и быть приспособленным к обществу это быть больным. Человек хочет чувствовать себя лучше среднего, и хочется исследовать новые способы бытия отличающиеся от среднего. Хочется двигаться дальше толпы и коллективного.

Для людей, кто каким-то образом творческий, медитация и новые гуманистичные группы имеют огромную ценность. Они дадут вам много прозрений о своем бытие… они высвободят много зажимов… они освободят вас от ноши… они дадут вам новые видения, новые возможности… случатся новые комбинации.

Так что когда ты приедешь в следующий раз, приезжай на чуть более долгий срок, чтобы ты мог пройти через несколько групп и ты мог побыть тут и почувствовать меня сильней.

ОШО “Блаженны невежественные” глава 21 (1976 год)

994 всего прочитано 2 раз прочитано сегодня

So, what do you think ?

  • Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.

    Spam protection by WP Captcha-Free