:::: MENU ::::

СТОИТ ЛИ БАРДАМ УЧИТЬСЯ ПЕТЬ и играть ЛУЧШЕ?

Бардовская песня имеет широкую популярность и свои особенности. Нужно ли молодым людям желающим петь свои песни нарабатывать профессиональные навыки артиста музыкального жанра?

Феномен самодеятельной песни сформировался в жутко зарегламентированном социуме позднего Советского Союза как рупор «лирических физиков», тех ,кому было тесно в публичном культурном поле. Особой формой протеста был отказ от требований к «официальному» исполнителю — вплоть до того, что Высоцкий, как говорят, предпочитал не настраивать гитару и резко реагировал на попытки это сделать. Главным было искреннее авторское высказывание против официоза с песнями от «профессионалов». Мастерство игры на гитаре и качественный вокал отторгались: Александра Дольского даже изгоняли из клубов самодеятельной песни по причине высокого уровня владения инструментов. То есть это был бунт дилетантов, бунт против системы, в которой культура и профессиональные качества стояли на службе у идеологии и подавлении индивидуального творчества.

ДРУГОЕ ВРЕМЯ

Время поменялось. И, хотя в нынешнем культурном поле можно найти много элементов позднего СССР, все-таки у Аристов любого жанра есть возможность играть и петь без необходимости получать разрешения в инстанциях. Многие барды заработавшие себе имя в 70-80е годы 20го века сегодня сделали выступления на публику своей профессией. У них полные залы. У бардов нет своего радио, но есть фестивали и клубы. Большинство из них сделали шаг в профессионалы и стараются поднимать музыкальный уровень — и по инструменталу, и по вокалу.

Атморави на Нашем Радио (Могилев в 2007м году)

Молодые авторы-исполнители тоже имеют шанс построить карьеру профессионального исполнителя, но временами их сковывает та самая

культура протеста дилетантов передавшаяся по наследству. Многим кажется, что «главное это искренность» и остальное приложится.

Но, если проанализировать успех бардов собирающих залы из года в год, то можно видеть в большинстве случаев: они поднимали уровень по всем трём показателям — ВОКАЛ, ИНСТРУМЕНТАЛ, МАТЕРИАЛ.

Если вы не гонитесь за успехом у публики и вам не хочется потрясать эмоциональный мир слушателя, можно дальше не читать.

МАТЕРИАЛ (то есть песни)

Начнём с последнего. Как можно писать песни лучше? Как и любое другое соплетение букв и предложений призванных нести смысл текст песни можно оттачивать. Как известно, Леонард Коэн написал 80 куплетов для «Аллелуи» и оставил всего 4. Чтобы смысл (или ассоциативная звуковая атмосфера) доходила до слушателя с минимальными потерями, мало набросать в порыве вдохновения три куплета и припев. Порыв это здорово, но далеко не всегда удаётся учесть все детали и точные слова. Много есть случаев, когда именитые авторы доводили песню годами. Есть и другие примеры: главный сингл Блэк Саббат «Параноид» был написан за 30 минут после требования лэйбла сделать нечто похожее на ударный сингл.

Но для бардов требования пожёстче, чем для мрачных рок-н-рольщиков 70х.

Есть масса книг про то, как писать песни и тексты, но они на английском.

Несколько простых советов по редактуре песни:

  • Попробовать менять форму рифмы в припеве, чтобы слушатель получал что-то новое.
  • Попробовать напеть мелодию песни без текста на диктофон, послушать и оценить насколько она узнаваема как мелодия
  • Отследить общую нить мысли. Если нить теряется, то вернуть ее обратно.
  • Не держитесь за форму текста стихотворения, если текст появился раньше мелодии. Старайтесь блюсти органичное сплетение слов и мотива.
  • Начать песню с названия. Придумайте цепкое название песни с необычной идеей и потом распишите название на три куплета и припев
  • Не держитесь за первый вариант первого куплета. Ищите гармонию в песне. Если второй куплет содержит более органичные решения сплетения текста/мелодии, то переписывайте первый.
  • Придумайте «бридж» — отклонение от главной мелодии куплета и припева и сделайте альтернативный кусок для вставки. Он поможет ухватить внимание слушателя после повторения нескольких куплетов/припевов и потом вернуться к ним уже с новым дыханием.

ИНСТРУМЕНТАЛ

Для большинства бардов это означает владение гитарой. Многим пишущим сложно сочинять песню без гитары в руке. Однако, одно дело поддерживать творческий поток, а другое — направлять внимание аудитории на нюансы песни аккомпанементом.

Для наилучшего донесения идеи песни до слушателя следует освоить базовую технику игры на гитаре. Не нужно требовать от себя виртуозности. Достаточно отчётливо и ровно играть аккорды.

Что для этого можно сделать:

  • Приобрести инструмент среднего качества, который бы держал строй (нечто вроде гитар Ямаха в ценовой категории от 200 долларов и выше)
  • Струны 9-10 толщины, не толще. Важно, чтобы играть было несложно
  • Играть под метроном и на диктофон. Без пения. Проигрывать песню без вокала от начала до конца и потом отслушивать, отмечая удачные моменты и моменты требующие работы.
  • То же самое, но играть в более медленном темпе, но перебором (арпеджио). Записывать и отслушивать. Качество телефона и диктофона для этих задач достаточно.

Есть вариант использовать сторонних гитаристов, но часто это оказывается нерентабельно или непрактично, так как масштабы концертов, особенно на начальном этапе, не позволяют тратить средства на оплату гонорара или транспорта ещё одного человека.

Так что логично потратить время и освоить базовые навыки игры на гитаре. Это МОЖНО сделать самостоятельно. Развивая мелкую моторику таким образом вы ещё и развиваете свой мозг и общую систему тела. Ведь при подобных занятиях нужно выполнять одновременно целый ряд согласованных действий. Чем больше вы это делаете, тем лучше будет получаться.

ВОКАЛ

Пение почему-то оказывается самым слабым местом у большинства бардов. Может бы о потому, что песни для многих начинаются как декламация стихов, они отталкиваются от строчек текста. Для того, чтобы голос зазвучал, нужно научить тело подавать в связки достаточно воздуха и регулировать воздушный поток. Нужно также научить тело слушать вое звучание и быстро корректировать свои усилия. Это тоже требует времени. Но это зазвучать может практически любой голос без исключения. Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на своё дыхание. Попробуйте настроить тело на вдох в живот. Поищите видео на тему вокального дыхания (на диафрагме) и поупражняйтесь.
  • Поищите на протяжных нотах разной высоты резонанс в теле. Можно добиться того, что голос резонирует со всем телом. Это делает звучание голоса полным и чарующим. «Зажатые» голоса, которые можно описать как «не открытые», транслируют напряжение и слушателей быстрей устаёт от такого пения.
  • Фокусируйтесь на слушании своего пения. Для этого попробуйте пропеть свои песни без слов, только мелодию. Записывайте на диктофон и слушайте.
  • Запишите аккомпанемент песни на диктофон (телефон) и пойте под свою же фонограмму, уделяя все внимание вокалу. Так вашему телу будет проще понять, где надо перестроить внутреннюю систему для лучшего Звучания.

Раскрыть потенциал своего голоса можно без посещения педагога по вокалу. Педагог необходим, если цель выйти на сцену Большого Театра или шоу «Голос». Раскрыть свой голос можно и самостоятельными упражнениями в домашних условиях без того, чтобы ездить к педагогам и без разочарований от их методов. Большинство вокальных школ воспитывают эстрадный вокал, академический вокал. Готовят, так сказать, к Олимпийским играм. А барду нужна самая базовая раскачка голоса. Нечто вроде оздоровительной гимнастики.

Чтобы дать голосу полное звучание нужны регулярные занятия, приятные упражнения и удовольствие от практики. Можно найти в Ютубе простых распевов и выстроить себе программу развития голоса. А можно взять уже готовую программу занятий в виде онлайн-курса.

Мы в нашей школе раскрытия голоса «Радость Звучания» разработали 3-месячный курс по вокалу как раз для таких нужд. Когда хочется развить природный голос без ориентации на академическую или эстрадную сцену. 24 видео-урока и 30 аудио-практик предоставляют большую базу для тренировки голоса и дают в отдельных случаях даже потрясающие результаты. По цене это намного доступнее 24 походов к педагогу по вокалу.

ИТОГ

Раскачав потенциал своего голоса, освоив базовые навыки владения гитарой и подчистив песни, вы увидите совсем другую реакцию аудитории. Ваши песни будут забираться намного глубже в восприятие слушателя, трогать на более глубоком уровне. А это значит, что к вам будут хотеть попасть на концерты снова и снова, что является основой профессиональной карьеры музыканта.

145 всего прочитано 1 раз прочитано сегодня

So, what do you think ?

  • Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.

    Spam protection by WP Captcha-Free