Это первый пост после переезда на новый хостинг и домен – пришла пора. За эти три года я накопил опыта работы в Европе и буду, скорее всего, постить на темы продажи курсов в интернете, освещая технические и маркетинговые аспекты этого непростого, но очень увлекательного дела.
Позволю себе технический пост. Стал ставить счетчик МэйлРу, чтобы подкрепить рекламу в MyTarget. Поставить скрипт по инструкции найденной в сети не получилось – интерфейс МэйлРу докладывал “Данные не поступают”.
Я не сразу понял в чем дело, пока не посмотрел исходный код. Инструкции по установке скрипта счетчика сводятся к “Открыть редактирование темы и вставить в HEADER ближе к <BODY> скрипт счетчика. И оно не работало. Глянул я код страницы и не нашел там скрипта. Похоже, мой вариант тех-части сайта “Wordpess + Beaver Builder + Redux Canvas + базовая тема WORDPRESS” пропускает скрипты в хэдере.
РЕШЕНИЕ: вставить код на каждую из страниц через HTML модуль BEAVER BUILDER. И заработало! Теперь считает цели!
Информационный портал DigitalMusicNews опубликовал довольно шокирующие результаты опроса музыкантов от двух крупных британских организаций: IVORS ACADEMY и MUSICIAN’S UNION. Этот опрос показал, что 82% музыкантов Британии заработали в 2019м году менее 270 долларов на стриминге их музыки. Это включая артистов с миллионами прослушиваний по всему миру.
Но все еще хуже. 92% опрошенных музыкантов заявили, что музыкальный стриминг составил менее 5% их годового дохода в 2019. Около 43% сообщили, что недостаточные доходы от музыки заставляют их сохранять рабочую занятость вне музыкальной индустрии.
Руководитель THE IVORS ACADEMY Грэхэм Дэвис говорит, что это исследование демонстрирует насколько мощным является влияние сервисов вроде Спотифай на жизнь артистов. “Явно видно, что песня и ее автор не получают достойного вознаграждения. Слишком много денег стриминга уходит в сторону крупных лэйблов, это устаревшая модель требующая пересмотра.”
Исследование показало, что общий оборот средств от стриминга составил 1,35 миллиарда долларов из 114 миллиардов прослушиваний только в Британии за 2019 год. Исследование правительства выявило, что музыканты и авторы песен могут получить не больше 13% от дохода получаемого от стриминга. Выводы тут довольно очевидны: зарабатывать на жизнь музыкой в музыкальной индустрии становится почти невозможным для множества независимых артистов.
А КАК В РОССИИ?
Спасибо Дудю! Теперь мы знаем, что Моргенштерн получает до 5 миллионов рублей в месяц за стриминг. В то же самое время певица Валерия по словам ее мужа и менеджера Иосифа Пригожина зарабатывает на стриминге 5 миллионов рублей в год.
Что касается инди-музыкантов, то картина несколько иная:
Как сообщили vc.ru источники на музыкальном рынке, одна из самых популярных российских групп в жанре пост-панк, у которой почти 100 тысяч подписчиков в сообществе во «ВКонтакте», получает со стриминговых площадок около 75 тысяч рублей за квартал.
В большинстве платформ нельзя посмотреть общее количество прослушиваний, но в Spotify они составляют сотни тысяч для самых популярных песен группы.
Тэйлор Свифт достигла того, что по мнению многих ушло в прошлое: статуса супер-звезды с огромным охватом при этом она известна как молодая женщина недюжинного ума обладающая большим авторитетом.
В безумном неформатном 2020м она провернула невиданный финт с выпуском целых ДВУХ мягких альбомов без заявок на радио-хиты и эти оба альбома (“folklore” + “evermore”) наделали много шума в пору, когда для многих альбомы стали нецелесообразны как форма художественно-коммерческого высказывания.
Только на SPOTIFY первый альбом Свифт 2020 года накатал 80 миллионов прослушиваний и продался тиражом в 1,3 миллиона физических копий! Это очень крутые показатели для альбома без радио-синглов. Ссылка на статью в МьюзикБизнесУорлдуайд с цифрами.
Всегда любопытно как перетекает слава американской звезды на почву пост-СССР. Это, наверное, можно измерять по количеству подписчиков в вК и количеству прослушиваний в Спотифай в РФ (где б найти такие данные?). Но что-то мне подсказывает, что не соберёт Тэйлор Свифт зал больше Крокуса. Но я бы сходил с огромным удовольствием!
Пока о концертах приходится только мечтать. Тем более о концертах Тэйлор Свифт ))
Для всех меломанов и музыкантов я бы рекомендовал посвятить пару дней прослушиванию этих двух дисков Тэйлор Свифт чисто для подгона своей системы к мировому уровню в том, что касается звука, композиции, сведения, подбора инструментов и так далее.
Решил переслушать я альбом Дип Папл 1986 года THE HOUSE OF BLUE LIGHT, который я много-много слушал на виниле выпущенном фирмой МЕЛОДИЯ и который я мог себе позволить купить за 3 рубля 50 копеек на мои подростковые сбережения в те времена.Я тогда старался покупать пластинки на все появляющиеся деньги. Никогда не тратил на одежду. Только пластиночки и кассеты. И вот сегодня включаю диск этот уже в Эппл Мьюзик и прямо вспоминаю как я пах этот винил и как я его доставал из конверта! Все-таки музыка многое приобрела, получив в дополнение измерение полиграфии. А теперь, утратив это дело, многое потеряла. “Вода из крана” не несет схожего объема.
С другой стороны я сегодня понимаю, что мое детство это детство “буржуйчика” как кличет нынче средний образованный класс Александр Лукашенко. У нас была квартира позволяющая СЛУШАТЬ МУЗЫКУ на большом центре с колонками и было где эту музыку хранить. ХОТЯ в нашем классе был случай семьи из 4-х человек живущей в однушке, в которой процентов 40 пространства было заполнено винилами западного производства. Наш ХРАМ, так сказать. Там я хотя бы разглядывал свежие винилы Джэксона, Карз и QUEEN. Сегодня, глядя на годовые чарты музыки популярной в России, я думаю, что они демонстрируют отсутствие практики слушать музыку для себя. Здесь нас приучили, что музыка это наполнение праздника, дурки, отрыва. Это не нечто, что может обогатить индивидуальное пространство, так как пространство это А – роскошь, а Б – вещь дурная идущая вразрез с интересами государства. Кто-то всегда будет выпадать из общего строя, но в целом переломить это отношение к музыке в этих широтах будет сложно.
Правительства разных стран направили средства на поддержку музыкальной индустрии, так как пандемия остановила маховик раскачивавшийся более полувека. Живые музыкальные события, концерты стали особенно важной статьей дохода музыкантов после спада объема продаж музыки на носителях – альбомы теперь это новостной повод для гастрольных поездок. А в пору пандемии вся эта активность остановилась. Стриминги не покрывают потерянный доход. Кроме этого каждый тур на залы от 500 зрителей это гораздо больше артиста на сцене – это целая команда работников сцены, звукорежиссера, техников разных участков, менеджеров, букеров и так далее.
Кроме самих участников этого мира и глубоко погруженных в эти реалии фэнов, мало кто понимает насколько велик удар бездействия и социальной дистанции. Поэтому сами музыканты и пытаются помогать менее удачливым – инициатива NITO (Национальная независимая организация талантов) объединяющая более 100 независимых агентств, букингов, промоутеров и прочая взялась устроить аукцион призванный собрать средства на поддержку распадающейся индустрии. Начинается аукцион 3го декабря и заканчивается 14го.
Большинство лотов аукциона это гитары (некоторые из них с автографами артистов). Под это дело свои инструменты отдали: JACK JOHNSON, BONNI RAITT, GGRAHAM NASH, JE SATRIANI, LARS ULRICH, STEVE VAI, KURT VILE, WEEZER, MARK KNOPFLER, LEON BRIDGES, ZAKK WYLDE, ANI DIFRANCO, KOAN BAEZ, CONOR OBERST и другие.
Интересно будет узнать сколько удастся насобирать этим аукционом и куда именно будут отправлены средства. Но у меня нет сомнений, что НИТО разберется и никто из артистов не стал бы отдавать свои инструменты, если бы сомневались в намерениях организаторов аукциона.
Здорово, что есть силы у артистов и людей индустрии не просто клянчить у правительства какие-то средства, но искать и находить способы помочь своим коллегам.
Даже Екатерина Шульман выкатила видео-отзыв на мини-сериал из 7 серий про девочку-шахматистку. Профессиональные интересы заставляют поинтересоваться музыкальной стороной громкого проекта и нашлось интервью с композитором музыки к этим сериям: Карлос Райфаел Ривера ответил на вопросы журналисту портала компании производителя музыкального софта SPITFIRE AUDIO.
В интервью он подробно рассказывает как строил музыкальную канву этого многосерийного фильма на протяжении 2-х лет!
Есть и интересные фото записи струнных в Будапеште.
Интервью стоит прочитать ДО просмотра сериала, а отзыв Шульман – после ))
Сегодня в ФБ увидел текст Евгения Гришковца в ответ на нововведения московской мэрии – по новым правилам в театрах и клубах заполняемость зала может быть не выше 25%.
Это своеобразное продолжение разговора начатого на форуме COLISEUM весной между Розенбаумом, Шуфутинским и Гришковцом:
“Я не прошу льгот, я прошу определенности. Я хочу, чтобы со мной говорили, как с грамотным человеком, а не с быдляком, которому вообще ничего не надо объяснять. Мы индивидуальные предприниматели, за нами больше кол-во музыкантов, огромное кол-во служб, начиная от офисных работников, заканчивая звукозаписывающими студиями. Мы вообще без поддержки — это плохо.Озвучьте правила! Где-то концерты разрешены, вот сегодня я вот лечу в Казань, будет первый концерт с 70% зрителей – замечательно, спасибо. А что делать с другими городами? Понятно, что это эпидемиологическая обстановка везде разная, но мне кажется, что нужны конкретные правила.Если продолжают работать кинотеатры, начинают театры, то дайте работать и концертным организациям. Расскажите нам о том, что вы хотите с нами делать. Все, мне больше ничего не надо. Дальше я законопослушный российский гражданин, я сам буду думать, что делать мне и моим музыкантам.То, что нам нужна душа и мораль – это лирика. «Нам нужны концерты, люди должны духовное питание получать так же, как и физиологическое», — это все лирика. Мы индивидуальные предприниматели, нужно идти от защиты бизнеса, видимо. Нужно фактические вещи предпринимать, у нас – бизнес, что тут скрывать. Мы дома творческие люди, а работа наша – это бизнес. С этой стороны мы и должны искать защиты. Министерство Культуры занимаются другими вещами немножко, а есть те, кто занимаются защитой предпринимательства, с ними нужно говорить. И нам нужен центр, который будет этим заниматься, нужен профсоюз.” Александр Розенбаум
В чем же причина такого отношения к артистам и работникам индустрии развлечений?
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА
Смотрел сегодня интервью с Екатериной Шульман, известным политологом, в котором она перечисляет признаки “путинской России” (начиная с 15 минуты видео). Первый из них в том, что “власть дает деньги, но не наоборот”. И вспомнил свою собственную догадку пришедшую ко мне много лет назад: налаженная работа института интеллектуальной собственности представляет опасность для авторитарной власти, так как приводит к перераспределению ресурсов в сторону наиболее талантливых людей умеющих ответить на запросы рынка/общества.
Почему это опасно? Потому, что условный Моргенштерн силой своего таланта сначала сможет аккумулировать в своих руках ощутимый капитал, а потом направить его в сторону реформатирования общества через публичную сферу. Если узнаваемость может выводить человека на высокую доходность, минуя решения или пристрастия чиновников, то это угроза сложившейся авторитарной власти, которая страшится “захвату власти путем выборов”.
ЧТО ТАКОЕ РЫНОК
Свободный конкурентный рынок это по сути выборная система товаров. Люди голосуют рублем за ту или иную товарно-рекламную идею. Таким образом одни экономические эко-системы поднимаются, а другие рушатся – все зависит от умения почувствовать или сформировать спрос ширкоких масс (или ниш).
Людям пришедшим к власти волей случая или по протекции идея о конкурентной борьбе кажется дикой. Они боятся даже представить, что кто-то будет оценивать их усилия. Их кажущаяся величавость скрывает глубокий комплекс неполноценности. Отсюда у пробившихся наверх ценой лояльности ненависть к “коммерсам”, которые умеют лавировать и быть чуткими к потребителю, а не к верховному жрецу.
ПОЭТОМУ…
… авторитарная незибираемая власть подсознательно ВСЕГДА будет поддавливать артистов больших сцен по той причине, что имеющий выход на массовое обожание может конвертировать при некоторой смекалке узнаваемость в ресурсы, а ресурсы обратить в сторону реформирования общественного пространства – а это посягательство на то, что чиновничья стая считает своим по роду деятельности.
Иногда это выражается в открытой неприязни и унижении человека на сцене: “Я плачу, а ты пляшешь!” Работников бюджетных культурных институтов считают автоматически рядовыми машины пропаганды и защитников государственной политики. Ожидать от служащих авторитарной властной вертикали чего-то другого это как ожидать от гопника, что он купит у уличного музыканта диск, а не набъет морду и не разобъет гитару. Гопник иначе не может. В его системе ценностей надо ВСЕГДА демонстрировать превосходство, так как иначе в его власти могу усомниться. Легитимность может пошатнуться.
Меры поддержки для музыкантов и промоутеров – не рассматриваются. Такие новости. Никаких сюрпризов. И слава богу мы с группой от концертов не зависим. Но многие артисты и клубы и промоутеры не переживут этот год. В таких новостях забавно, что уже не скрываясь государство открыто демонстрирует подобную политику в отношении культуры и музыки, в том числе. Это системная вещь. Она не возникла сегодня. Логично, что меры поддержки должны были быть всегда. Как, например, в Финляндии. Или в Бельгии. Ведь чтобы взрастить настоящего художника – тот не должен думать о том, чтобы коммерциализовать свою работу. Не кроить ее под узкие и сиюминутные требования современного рынка. Сейчас частенько можно услышать жалобы на то, что все измельчало. Так вот друзья: это следствие государственного подхода. Подобная ситуация делает вектор творчества новых артистов совершенно узким и предсказуемым. Моргенштерн, которого так хаят в мой ленте, показывает результат такого отношения к культуре и ориентира художника на массы в своём крайнем пределе, доведённым до абсурда. В этом смысле это очень важный и полезный артист, иллюстрирующий сознательно, судя по всему, такие вещи. Как по другому? Есть примеры обратного подхода, чтобы художник не ориентировался на массовый вкус и спрос? Да есть и много, но чтобы что-то на таком поле выросло действительно мощное и значимое – это поле нужно поливать и возделывать. Без понимания этого процесса в культурном смысле государство обречено. Художники – лицо страны. Это то, как нас воспринимают окружающие. И то на чем растут наши дети.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Для защиты своих интересов необходимо консолидироваться по цеховому принципу и сообща запускать инициативы отстаивающие свое благосостояние. Артисты, музыканты должны осознать, что никакие партийные бонзы не станут заботиться о тех, кого регулярно вызывали петь в свои сауны. Пора отказаться от системы ценностей стаи в погонах и объединяться по признаку принадлежности к профессии, чтобы обеспечить себе реализацию своих талантов и оплату своего труда соразмерно востребованности у публики. Это страшно и непросто, но иначе не выжить.
Бардовская песня имеет широкую популярность и свои особенности. Нужно ли молодым людям желающим петь свои песни нарабатывать профессиональные навыки артиста музыкального жанра?
Феномен самодеятельной песни сформировался в жутко зарегламентированном социуме позднего Советского Союза как рупор «лирических физиков», тех ,кому было тесно в публичном культурном поле. Особой формой протеста был отказ от требований к «официальному» исполнителю – вплоть до того, что Высоцкий, как говорят, предпочитал не настраивать гитару и резко реагировал на попытки это сделать. Главным было искреннее авторское высказывание против официоза с песнями от «профессионалов». Мастерство игры на гитаре и качественный вокал отторгались: Александра Дольского даже изгоняли из клубов самодеятельной песни по причине высокого уровня владения инструментов. То есть это был бунт дилетантов, бунт против системы, в которой культура и профессиональные качества стояли на службе у идеологии и подавлении индивидуального творчества.
ДРУГОЕ ВРЕМЯ
Время поменялось. И, хотя в нынешнем культурном поле можно найти много элементов позднего СССР, все-таки у Аристов любого жанра есть возможность играть и петь без необходимости получать разрешения в инстанциях. Многие барды заработавшие себе имя в 70-80е годы 20го века сегодня сделали выступления на публику своей профессией. У них полные залы. У бардов нет своего радио, но есть фестивали и клубы. Большинство из них сделали шаг в профессионалы и стараются поднимать музыкальный уровень – и по инструменталу, и по вокалу.
Молодые авторы-исполнители тоже имеют шанс построить карьеру профессионального исполнителя, но временами их сковывает та самая
культура протеста дилетантов передавшаяся по наследству. Многим кажется, что «главное это искренность» и остальное приложится.
Но, если проанализировать успех бардов собирающих залы из года в год, то можно видеть в большинстве случаев: они поднимали уровень по всем трём показателям – ВОКАЛ, ИНСТРУМЕНТАЛ, МАТЕРИАЛ.
Если вы не гонитесь за успехом у публики и вам не хочется потрясать эмоциональный мир слушателя, можно дальше не читать.
МАТЕРИАЛ (то есть песни)
Начнём с последнего. Как можно писать песни лучше? Как и любое другое соплетение букв и предложений призванных нести смысл текст песни можно оттачивать. Как известно, Леонард Коэн написал 80 куплетов для «Аллелуи» и оставил всего 4. Чтобы смысл (или ассоциативная звуковая атмосфера) доходила до слушателя с минимальными потерями, мало набросать в порыве вдохновения три куплета и припев. Порыв это здорово, но далеко не всегда удаётся учесть все детали и точные слова. Много есть случаев, когда именитые авторы доводили песню годами. Есть и другие примеры: главный сингл Блэк Саббат «Параноид» был написан за 30 минут после требования лэйбла сделать нечто похожее на ударный сингл.
Но для бардов требования пожёстче, чем для мрачных рок-н-рольщиков 70х.
Есть масса книг про то, как писать песни и тексты, но они на английском.
Несколько простых советов по редактуре песни:
Попробовать менять форму рифмы в припеве, чтобы слушатель получал что-то новое.
Попробовать напеть мелодию песни без текста на диктофон, послушать и оценить насколько она узнаваема как мелодия
Отследить общую нить мысли. Если нить теряется, то вернуть ее обратно.
Не держитесь за форму текста стихотворения, если текст появился раньше мелодии. Старайтесь блюсти органичное сплетение слов и мотива.
Начать песню с названия. Придумайте цепкое название песни с необычной идеей и потом распишите название на три куплета и припев
Не держитесь за первый вариант первого куплета. Ищите гармонию в песне. Если второй куплет содержит более органичные решения сплетения текста/мелодии, то переписывайте первый.
Придумайте “бридж” – отклонение от главной мелодии куплета и припева и сделайте альтернативный кусок для вставки. Он поможет ухватить внимание слушателя после повторения нескольких куплетов/припевов и потом вернуться к ним уже с новым дыханием.
ИНСТРУМЕНТАЛ
Для большинства бардов это означает владение гитарой. Многим пишущим сложно сочинять песню без гитары в руке. Однако, одно дело поддерживать творческий поток, а другое – направлять внимание аудитории на нюансы песни аккомпанементом.
Для наилучшего донесения идеи песни до слушателя следует освоить базовую технику игры на гитаре. Не нужно требовать от себя виртуозности. Достаточно отчётливо и ровно играть аккорды.
Что для этого можно сделать:
Приобрести инструмент среднего качества, который бы держал строй (нечто вроде гитар Ямаха в ценовой категории от 200 долларов и выше)
Струны 9-10 толщины, не толще. Важно, чтобы играть было несложно
Играть под метроном и на диктофон. Без пения. Проигрывать песню без вокала от начала до конца и потом отслушивать, отмечая удачные моменты и моменты требующие работы.
То же самое, но играть в более медленном темпе, но перебором (арпеджио). Записывать и отслушивать. Качество телефона и диктофона для этих задач достаточно.
Есть вариант использовать сторонних гитаристов, но часто это оказывается нерентабельно или непрактично, так как масштабы концертов, особенно на начальном этапе, не позволяют тратить средства на оплату гонорара или транспорта ещё одного человека.
Так что логично потратить время и освоить базовые навыки игры на гитаре. Это МОЖНО сделать самостоятельно. Развивая мелкую моторику таким образом вы ещё и развиваете свой мозг и общую систему тела. Ведь при подобных занятиях нужно выполнять одновременно целый ряд согласованных действий. Чем больше вы это делаете, тем лучше будет получаться.
ВОКАЛ
Пение почему-то оказывается самым слабым местом у большинства бардов. Может бы о потому, что песни для многих начинаются как декламация стихов, они отталкиваются от строчек текста. Для того, чтобы голос зазвучал, нужно научить тело подавать в связки достаточно воздуха и регулировать воздушный поток. Нужно также научить тело слушать вое звучание и быстро корректировать свои усилия. Это тоже требует времени. Но это зазвучать может практически любой голос без исключения. Несколько советов на эту тему:
Обратите внимание на своё дыхание. Попробуйте настроить тело на вдох в живот. Поищите видео на тему вокального дыхания (на диафрагме) и поупражняйтесь.
Поищите на протяжных нотах разной высоты резонанс в теле. Можно добиться того, что голос резонирует со всем телом. Это делает звучание голоса полным и чарующим. «Зажатые» голоса, которые можно описать как «не открытые», транслируют напряжение и слушателей быстрей устаёт от такого пения.
Фокусируйтесь на слушании своего пения. Для этого попробуйте пропеть свои песни без слов, только мелодию. Записывайте на диктофон и слушайте.
Запишите аккомпанемент песни на диктофон (телефон) и пойте под свою же фонограмму, уделяя все внимание вокалу. Так вашему телу будет проще понять, где надо перестроить внутреннюю систему для лучшего Звучания.
Раскрыть потенциал своего голоса можно без посещения педагога по вокалу. Педагог необходим, если цель выйти на сцену Большого Театра или шоу “Голос”. Раскрыть свой голос можно и самостоятельными упражнениями в домашних условиях без того, чтобы ездить к педагогам и без разочарований от их методов. Большинство вокальных школ воспитывают эстрадный вокал, академический вокал. Готовят, так сказать, к Олимпийским играм. А барду нужна самая базовая раскачка голоса. Нечто вроде оздоровительной гимнастики.
Чтобы дать голосу полное звучание нужны регулярные занятия, приятные упражнения и удовольствие от практики. Можно найти в Ютубе простых распевов и выстроить себе программу развития голоса. А можно взять уже готовую программу занятий в виде онлайн-курса.
Мы в нашей школе раскрытия голоса «Радость Звучания» разработали 3-месячный курс по вокалу как раз для таких нужд. Когда хочется развить природный голос без ориентации на академическую или эстрадную сцену. 24 видео-урока и 30 аудио-практик предоставляют большую базу для тренировки голоса и дают в отдельных случаях даже потрясающие результаты. По цене это намного доступнее 24 походов к педагогу по вокалу.
ИТОГ
Раскачав потенциал своего голоса, освоив базовые навыки владения гитарой и подчистив песни, вы увидите совсем другую реакцию аудитории. Ваши песни будут забираться намного глубже в восприятие слушателя, трогать на более глубоком уровне. А это значит, что к вам будут хотеть попасть на концерты снова и снова, что является основой профессиональной карьеры музыканта.
Августовские события в Беларуси и их продолжение обнажили давнюю проблему: песни протеста в большом дефиците. Всегда вспоминают цоевскую «Перемен». Это, конечно, здорово, но песня та родилась в 87м году! Пора бы уже новых поискать и найти.
И вот, похоже, появилась песня – как минимум для белорусских протестов. Это композиция «Правилы» чудесного могилевского коллектива NIZKIZ:
Но это не единственная песня вдохновлённая народным негодованием из-за украденных выборов и узурпации власти в стране. Виталик Артист выпустил песню и клип “ТЕПЕРЬ ЭТО МЫ”:
Популярная в России могилевская группа IOWA выпустила ролик в середине августа. Это печальная баллада о судьбе Беларуси:
Ролик группы TOR BAND вышел еще в июле 2020:
Артистка РИТА ДАКОТА записала песню “УХОДИ”, опубликовала в Инстаграме, а клипы народ стал делать уже стихийно и постить в Ютубе:
Популярный в России белорус Макс Корж записал песню на те же темы и видео также делают разные люди и постят. Вот этот ролик уже накатал больше миллиона просмотров/прослушиваний:
Любопытный случай – кавер песни Ляписа Трубецкого от поп-артистки Анны Шаркуновой записанный на телеканале БелСат:
Особое место в этой череде песен занимает баллада Владимира Пугача “ДЫХАЕМ ЗНОУ” спетая дуэтом со знаменитым белорусским рок-героем Лявоном Вольским:
Некоторые комментаторы пишут, что Цой круче всех, но надо понимать, что песня “ПЕРЕМЕН” не просто вышла однажды на альбоме “ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ”, но и стала кульминацией громкого фильма Сергея Соловьева “АССА”. Фильм вышел в момент перелома и песня пришлась очень кстати, хотя Цой и не закладывал в песню призыв смены конституционного строя или смены власти в отдельно взятом государстве. Такое случается в поп-культуре, что идет цепная реакция и одно умножается на другое становясь основой к массовому восприятию поп-объекта.
Песни из списка выше вполне себе достойны такой судьбы (даже читалка от Макса Коржа). Вполне может быть, что на будущих протестах люди будут петь именно их.
Напоследок вставлю песню Вольского, которую уже давно поют протестующие в Беларуси:
ПОСТСКРИПТУМ
Я тоже написал протестную песню с хлестким припевом. Она вошла в альбом ПРОЗА и я успел спеть ее во время акции ОКУПАЙ АБАЙ в Москве. Это было важно для меня. Сделал потом видео с фото той акции на Чистых Прудах: