:::: MENU ::::

МУЗЫКА К СЕРИАЛУ — 2 ГОДА НА СОЗДАНИЕ

Даже Екатерина Шульман выкатила видео-отзыв на мини-сериал из 7 серий про девочку-шахматистку. Профессиональные интересы заставляют поинтересоваться музыкальной стороной громкого проекта и нашлось интервью с композитором музыки к этим сериям: Карлос Райфаел Ривера ответил на вопросы журналисту портала компании производителя музыкального софта SPITFIRE AUDIO.

Карлос Рафаэл Ривера

В интервью он подробно рассказывает как строил музыкальную канву этого многосерийного фильма на протяжении 2-х лет!

Есть и интересные фото записи струнных в Будапеште.

Обратите внимание на монитор со сценой из сериала

Интервью стоит прочитать ДО просмотра сериала, а отзыв Шульман — после ))


ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕТ ПОДДЕРЖКИ МУЗЫКАНТОВ И АРТИСТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ?

Сегодня в ФБ увидел текст Евгения Гришковца в ответ на нововведения московской мэрии — по новым правилам в театрах и клубах заполняемость зала может быть не выше 25%.

Это своеобразное продолжение разговора начатого на форуме COLISEUM весной между Розенбаумом, Шуфутинским и Гришковцом:

«Я не прошу льгот, я прошу определенности. Я хочу, чтобы со мной говорили, как с грамотным человеком, а не с быдляком, которому вообще ничего не надо объяснять. Мы индивидуальные предприниматели, за нами больше кол-во музыкантов, огромное кол-во служб, начиная от офисных работников, заканчивая звукозаписывающими студиями. Мы вообще без поддержки — это плохо.Озвучьте правила! Где-то концерты разрешены, вот сегодня я вот лечу в Казань, будет первый концерт с 70% зрителей — замечательно, спасибо. А что делать с другими городами? Понятно, что это эпидемиологическая обстановка везде разная, но мне кажется, что нужны конкретные правила.Если продолжают работать кинотеатры, начинают театры, то дайте работать и концертным организациям. Расскажите нам о том, что вы хотите с нами делать. Все, мне больше ничего не надо. Дальше я законопослушный российский гражданин, я сам буду думать, что делать мне и моим музыкантам.То, что нам нужна душа и мораль — это лирика. «Нам нужны концерты, люди должны духовное питание получать так же, как и физиологическое», — это все лирика. Мы индивидуальные предприниматели, нужно идти от защиты бизнеса, видимо. Нужно фактические вещи предпринимать, у нас — бизнес, что тут скрывать. Мы дома творческие люди, а работа наша — это бизнес. С этой стороны мы и должны искать защиты. Министерство Культуры занимаются другими вещами немножко, а есть те, кто занимаются защитой предпринимательства, с ними нужно говорить. И нам нужен центр, который будет этим заниматься, нужен профсоюз.» Александр Розенбаум

В чем же причина такого отношения к артистам и работникам индустрии развлечений?

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА

Смотрел сегодня интервью с Екатериной Шульман, известным политологом, в котором она перечисляет признаки «путинской России» (начиная с 15 минуты видео). Первый из них в том, что «власть дает деньги, но не наоборот». И вспомнил свою собственную догадку пришедшую ко мне много лет назад: налаженная работа института интеллектуальной собственности представляет опасность для авторитарной власти, так как приводит к перераспределению ресурсов в сторону наиболее талантливых людей умеющих ответить на запросы рынка/общества.

Почему это опасно? Потому, что условный Моргенштерн силой своего таланта сначала сможет аккумулировать в своих руках ощутимый капитал, а потом направить его в сторону реформатирования общества через публичную сферу. Если узнаваемость может выводить человека на высокую доходность, минуя решения или пристрастия чиновников, то это угроза сложившейся авторитарной власти, которая страшится «захвату власти путем выборов».

ЧТО ТАКОЕ РЫНОК

Свободный конкурентный рынок это по сути выборная система товаров. Люди голосуют рублем за ту или иную товарно-рекламную идею. Таким образом одни экономические эко-системы поднимаются, а другие рушатся — все зависит от умения почувствовать или сформировать спрос ширкоких масс (или ниш).

Людям пришедшим к власти волей случая или по протекции идея о конкурентной борьбе кажется дикой. Они боятся даже представить, что кто-то будет оценивать их усилия. Их кажущаяся величавость скрывает глубокий комплекс неполноценности. Отсюда у пробившихся наверх ценой лояльности ненависть к «коммерсам», которые умеют лавировать и быть чуткими к потребителю, а не к верховному жрецу.

ПОЭТОМУ…

… авторитарная незибираемая власть подсознательно ВСЕГДА будет поддавливать артистов больших сцен по той причине, что имеющий выход на массовое обожание может конвертировать при некоторой смекалке узнаваемость в ресурсы, а ресурсы обратить в сторону реформирования общественного пространства — а это посягательство на то, что чиновничья стая считает своим по роду деятельности.

Иногда это выражается в открытой неприязни и унижении человека на сцене: «Я плачу, а ты пляшешь!» Работников бюджетных культурных институтов считают автоматически рядовыми машины пропаганды и защитников государственной политики. Ожидать от служащих авторитарной властной вертикали чего-то другого это как ожидать от гопника, что он купит у уличного музыканта диск, а не набъет морду и не разобъет гитару. Гопник иначе не может. В его системе ценностей надо ВСЕГДА демонстрировать превосходство, так как иначе в его власти могу усомниться. Легитимность может пошатнуться.

ФЁДОР СТАРОСТИН из группы Theodore Bastard так комментирует ситуацию в своём Фейсбуке:

Меры поддержки для музыкантов и промоутеров – не рассматриваются. Такие новости. Никаких сюрпризов. И слава богу мы с группой от концертов не зависим. Но многие артисты и клубы и промоутеры не переживут этот год. В таких новостях забавно, что уже не скрываясь государство открыто демонстрирует подобную политику в отношении культуры и музыки, в том числе. Это системная вещь. Она не возникла сегодня. Логично, что меры поддержки должны были быть всегда. Как, например, в Финляндии. Или в Бельгии. Ведь чтобы взрастить настоящего художника – тот не должен думать о том, чтобы коммерциализовать свою работу. Не кроить ее под узкие и сиюминутные требования современного рынка. Сейчас частенько можно услышать жалобы на то, что все измельчало. Так вот друзья: это следствие государственного подхода. Подобная ситуация делает вектор творчества новых артистов совершенно узким и предсказуемым. Моргенштерн, которого так хаят в мой ленте, показывает результат такого отношения к культуре и ориентира художника на массы в своём крайнем пределе, доведённым до абсурда. В этом смысле это очень важный и полезный артист, иллюстрирующий сознательно, судя по всему, такие вещи. Как по другому? Есть примеры обратного подхода, чтобы художник не ориентировался на массовый вкус и спрос? Да есть и много, но чтобы что-то на таком поле выросло действительно мощное и значимое — это поле нужно поливать и возделывать. Без понимания этого процесса в культурном смысле государство обречено. Художники — лицо страны. Это то, как нас воспринимают окружающие. И то на чем растут наши дети.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для защиты своих интересов необходимо консолидироваться по цеховому принципу и сообща запускать инициативы отстаивающие свое благосостояние. Артисты, музыканты должны осознать, что никакие партийные бонзы не станут заботиться о тех, кого регулярно вызывали петь в свои сауны. Пора отказаться от системы ценностей стаи в погонах и объединяться по признаку принадлежности к профессии, чтобы обеспечить себе реализацию своих талантов и оплату своего труда соразмерно востребованности у публики. Это страшно и непросто, но иначе не выжить.


СТОИТ ЛИ БАРДАМ УЧИТЬСЯ ПЕТЬ и играть ЛУЧШЕ?

Бардовская песня имеет широкую популярность и свои особенности. Нужно ли молодым людям желающим петь свои песни нарабатывать профессиональные навыки артиста музыкального жанра?

Феномен самодеятельной песни сформировался в жутко зарегламентированном социуме позднего Советского Союза как рупор «лирических физиков», тех ,кому было тесно в публичном культурном поле. Особой формой протеста был отказ от требований к «официальному» исполнителю — вплоть до того, что Высоцкий, как говорят, предпочитал не настраивать гитару и резко реагировал на попытки это сделать. Главным было искреннее авторское высказывание против официоза с песнями от «профессионалов». Мастерство игры на гитаре и качественный вокал отторгались: Александра Дольского даже изгоняли из клубов самодеятельной песни по причине высокого уровня владения инструментов. То есть это был бунт дилетантов, бунт против системы, в которой культура и профессиональные качества стояли на службе у идеологии и подавлении индивидуального творчества.

ДРУГОЕ ВРЕМЯ

Время поменялось. И, хотя в нынешнем культурном поле можно найти много элементов позднего СССР, все-таки у Аристов любого жанра есть возможность играть и петь без необходимости получать разрешения в инстанциях. Многие барды заработавшие себе имя в 70-80е годы 20го века сегодня сделали выступления на публику своей профессией. У них полные залы. У бардов нет своего радио, но есть фестивали и клубы. Большинство из них сделали шаг в профессионалы и стараются поднимать музыкальный уровень — и по инструменталу, и по вокалу.

Атморави на Нашем Радио (Могилев в 2007м году)

Молодые авторы-исполнители тоже имеют шанс построить карьеру профессионального исполнителя, но временами их сковывает та самая

культура протеста дилетантов передавшаяся по наследству. Многим кажется, что «главное это искренность» и остальное приложится.

Но, если проанализировать успех бардов собирающих залы из года в год, то можно видеть в большинстве случаев: они поднимали уровень по всем трём показателям — ВОКАЛ, ИНСТРУМЕНТАЛ, МАТЕРИАЛ.

Если вы не гонитесь за успехом у публики и вам не хочется потрясать эмоциональный мир слушателя, можно дальше не читать.

МАТЕРИАЛ (то есть песни)

Начнём с последнего. Как можно писать песни лучше? Как и любое другое соплетение букв и предложений призванных нести смысл текст песни можно оттачивать. Как известно, Леонард Коэн написал 80 куплетов для «Аллелуи» и оставил всего 4. Чтобы смысл (или ассоциативная звуковая атмосфера) доходила до слушателя с минимальными потерями, мало набросать в порыве вдохновения три куплета и припев. Порыв это здорово, но далеко не всегда удаётся учесть все детали и точные слова. Много есть случаев, когда именитые авторы доводили песню годами. Есть и другие примеры: главный сингл Блэк Саббат «Параноид» был написан за 30 минут после требования лэйбла сделать нечто похожее на ударный сингл.

Но для бардов требования пожёстче, чем для мрачных рок-н-рольщиков 70х.

Есть масса книг про то, как писать песни и тексты, но они на английском.

Несколько простых советов по редактуре песни:

  • Попробовать менять форму рифмы в припеве, чтобы слушатель получал что-то новое.
  • Попробовать напеть мелодию песни без текста на диктофон, послушать и оценить насколько она узнаваема как мелодия
  • Отследить общую нить мысли. Если нить теряется, то вернуть ее обратно.
  • Не держитесь за форму текста стихотворения, если текст появился раньше мелодии. Старайтесь блюсти органичное сплетение слов и мотива.
  • Начать песню с названия. Придумайте цепкое название песни с необычной идеей и потом распишите название на три куплета и припев
  • Не держитесь за первый вариант первого куплета. Ищите гармонию в песне. Если второй куплет содержит более органичные решения сплетения текста/мелодии, то переписывайте первый.
  • Придумайте «бридж» — отклонение от главной мелодии куплета и припева и сделайте альтернативный кусок для вставки. Он поможет ухватить внимание слушателя после повторения нескольких куплетов/припевов и потом вернуться к ним уже с новым дыханием.

ИНСТРУМЕНТАЛ

Для большинства бардов это означает владение гитарой. Многим пишущим сложно сочинять песню без гитары в руке. Однако, одно дело поддерживать творческий поток, а другое — направлять внимание аудитории на нюансы песни аккомпанементом.

Для наилучшего донесения идеи песни до слушателя следует освоить базовую технику игры на гитаре. Не нужно требовать от себя виртуозности. Достаточно отчётливо и ровно играть аккорды.

Что для этого можно сделать:

  • Приобрести инструмент среднего качества, который бы держал строй (нечто вроде гитар Ямаха в ценовой категории от 200 долларов и выше)
  • Струны 9-10 толщины, не толще. Важно, чтобы играть было несложно
  • Играть под метроном и на диктофон. Без пения. Проигрывать песню без вокала от начала до конца и потом отслушивать, отмечая удачные моменты и моменты требующие работы.
  • То же самое, но играть в более медленном темпе, но перебором (арпеджио). Записывать и отслушивать. Качество телефона и диктофона для этих задач достаточно.

Есть вариант использовать сторонних гитаристов, но часто это оказывается нерентабельно или непрактично, так как масштабы концертов, особенно на начальном этапе, не позволяют тратить средства на оплату гонорара или транспорта ещё одного человека.

Так что логично потратить время и освоить базовые навыки игры на гитаре. Это МОЖНО сделать самостоятельно. Развивая мелкую моторику таким образом вы ещё и развиваете свой мозг и общую систему тела. Ведь при подобных занятиях нужно выполнять одновременно целый ряд согласованных действий. Чем больше вы это делаете, тем лучше будет получаться.

ВОКАЛ

Пение почему-то оказывается самым слабым местом у большинства бардов. Может бы о потому, что песни для многих начинаются как декламация стихов, они отталкиваются от строчек текста. Для того, чтобы голос зазвучал, нужно научить тело подавать в связки достаточно воздуха и регулировать воздушный поток. Нужно также научить тело слушать вое звучание и быстро корректировать свои усилия. Это тоже требует времени. Но это зазвучать может практически любой голос без исключения. Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на своё дыхание. Попробуйте настроить тело на вдох в живот. Поищите видео на тему вокального дыхания (на диафрагме) и поупражняйтесь.
  • Поищите на протяжных нотах разной высоты резонанс в теле. Можно добиться того, что голос резонирует со всем телом. Это делает звучание голоса полным и чарующим. «Зажатые» голоса, которые можно описать как «не открытые», транслируют напряжение и слушателей быстрей устаёт от такого пения.
  • Фокусируйтесь на слушании своего пения. Для этого попробуйте пропеть свои песни без слов, только мелодию. Записывайте на диктофон и слушайте.
  • Запишите аккомпанемент песни на диктофон (телефон) и пойте под свою же фонограмму, уделяя все внимание вокалу. Так вашему телу будет проще понять, где надо перестроить внутреннюю систему для лучшего Звучания.

Раскрыть потенциал своего голоса можно без посещения педагога по вокалу. Педагог необходим, если цель выйти на сцену Большого Театра или шоу «Голос». Раскрыть свой голос можно и самостоятельными упражнениями в домашних условиях без того, чтобы ездить к педагогам и без разочарований от их методов. Большинство вокальных школ воспитывают эстрадный вокал, академический вокал. Готовят, так сказать, к Олимпийским играм. А барду нужна самая базовая раскачка голоса. Нечто вроде оздоровительной гимнастики.

Чтобы дать голосу полное звучание нужны регулярные занятия, приятные упражнения и удовольствие от практики. Можно найти в Ютубе простых распевов и выстроить себе программу развития голоса. А можно взять уже готовую программу занятий в виде онлайн-курса.

Мы в нашей школе раскрытия голоса «Радость Звучания» разработали 3-месячный курс по вокалу как раз для таких нужд. Когда хочется развить природный голос без ориентации на академическую или эстрадную сцену. 24 видео-урока и 30 аудио-практик предоставляют большую базу для тренировки голоса и дают в отдельных случаях даже потрясающие результаты. По цене это намного доступнее 24 походов к педагогу по вокалу.

ИТОГ

Раскачав потенциал своего голоса, освоив базовые навыки владения гитарой и подчистив песни, вы увидите совсем другую реакцию аудитории. Ваши песни будут забираться намного глубже в восприятие слушателя, трогать на более глубоком уровне. А это значит, что к вам будут хотеть попасть на концерты снова и снова, что является основой профессиональной карьеры музыканта.


ПЕСНИ ПЕРЕМЕН

REUTERS — VASILY FEDOSENKO

Августовские события в Беларуси и их продолжение обнажили давнюю проблему: песни протеста в большом дефиците. Всегда вспоминают цоевскую «Перемен». Это, конечно, здорово, но песня та родилась в 87м году! Пора бы уже новых поискать и найти.

И вот, похоже, появилась песня — как минимум для белорусских протестов. Это композиция «Правилы» чудесного могилевского коллектива NIZKIZ:

Но это не единственная песня вдохновлённая народным негодованием из-за украденных выборов и узурпации власти в стране. Виталик Артист выпустил песню и клип «ТЕПЕРЬ ЭТО МЫ»:

Популярная в России могилевская группа IOWA выпустила ролик в середине августа. Это печальная баллада о судьбе Беларуси:

Ролик группы TOR BAND вышел еще в июле 2020:

Артистка РИТА ДАКОТА записала песню «УХОДИ», опубликовала в Инстаграме, а клипы народ стал делать уже стихийно и постить в Ютубе:

Популярный в России белорус Макс Корж записал песню на те же темы и видео также делают разные люди и постят. Вот этот ролик уже накатал больше миллиона просмотров/прослушиваний:

Любопытный случай — кавер песни Ляписа Трубецкого от поп-артистки Анны Шаркуновой записанный на телеканале БелСат:

Особое место в этой череде песен занимает баллада Владимира Пугача «ДЫХАЕМ ЗНОУ» спетая дуэтом со знаменитым белорусским рок-героем Лявоном Вольским:

Некоторые комментаторы пишут, что Цой круче всех, но надо понимать, что песня «ПЕРЕМЕН» не просто вышла однажды на альбоме «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ», но и стала кульминацией громкого фильма Сергея Соловьева «АССА». Фильм вышел в момент перелома и песня пришлась очень кстати, хотя Цой и не закладывал в песню призыв смены конституционного строя или смены власти в отдельно взятом государстве. Такое случается в поп-культуре, что идет цепная реакция и одно умножается на другое становясь основой к массовому восприятию поп-объекта.

Песни из списка выше вполне себе достойны такой судьбы (даже читалка от Макса Коржа). Вполне может быть, что на будущих протестах люди будут петь именно их.

Напоследок вставлю песню Вольского, которую уже давно поют протестующие в Беларуси:

ПОСТСКРИПТУМ

Я тоже написал протестную песню с хлестким припевом. Она вошла в альбом ПРОЗА и я успел спеть ее во время акции ОКУПАЙ АБАЙ в Москве. Это было важно для меня. Сделал потом видео с фото той акции на Чистых Прудах:


НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ПЕТЬ?

атморави в баре ПАРАБЕЛЛУМ (СПБ) фото: А. Шек

Вопрос может показаться странным. Однако, если послушать поющих со сцены (и поющих вне ее), то иногда приходит мысль, что красиво петь не нужно для карьеры известного певца с одной стороны и что красиво петь способны только изначально одаренные люди.

КРАСИВЫЙ ГОЛОС КАК ПРОФЕССИЯ

Во времена битвы за внимание аудитории и низкого уровня образования в поле зрения масс попадают не за умения и музыкальный талант. Слава достается самым упорным и понимающим чем внимание можно привлечь. Для того, чтобы оценить навыки музыканта нужно хоть немного понимать в музыке, иметь музыкальный кругозор. А чтобы удивиться татуировкой на лице кругозор не нужен. И сделать татуировку на лице проще, чем годами работать над мелкой моторикой и развитием музыкального мышления.

По причинам описанным выше круг известных лиц относящийся к условно музыкальной элите частенько не выделяется голосом особой красоты или каким-то из ряда вон умелым владением своим голосовым аппаратом. Успех приходит к этим людям по другим причинам.

Даже в мире классического академического вокала сложно надеятся на резкий взлет на одной лишь смеси таланта и упорной работы над полировкой навыков пения.

ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ ПЕТЬ ЛУЧШЕ?

Вопрос правомерный. Как и вопрос «Зачем учиться играть на инструменте, если проще нажимать на кнопки и воспроизводить сэмплы». Ответ приходит к любому, кто способен ощутить воздействие музыки на свой организм. Славы можно достичь и нелепыми костюмами в лихом видео продвигаемое огромными бюджетами. А вот эффекта прямого физического воздействия можно добиться только через выверенные действия по созданию вибрационного поля — то есть чисто сыгранной красивой музыки.

И голос как элемент общего звучания играет огромную роль.

Бывают особенно красивые тембрально голоса. Но даже не сильно обаятельный тембр способен вызывать реакцию слушателя, если этот голос подвластен его/ее владельцу.

Музыка (особенно живая музыка) это способ вызвать резонанс в слушателе и заставить его/ее внутренний мир взбаламутиться из состояния эмоциональной рутины. Мастера исполнения способны вызвать у слушателя не просто эмоции, но запустить перестройку внутреннего мира. Чем лучше вокалист владеет голосом, тем быстрее и тоньше эффект его/ее выступления на слушателя.

МЫ — ВИБРАЦИИ

Всем известно, что мир материи это мир вибраций. Каждый из нас это особенное вибрационное поле. Музыка — более тонкий план вибраций и она способна влиять на материю. И не просто влиять, но производить гармонизирующий эффект, исцеляющий. Тому есть масса доказательств, исследований.

Инструмент звукового самоисцеления встроен в каждое человеческое тело — это наш голос. Пение это не просто удовольствие и радость, но внутренняя гармонизация.

Наполняя тело звуком при пении, мы помогаем всем нашим клеткам войти в резонанс друг с другом.

Это более глубокий пласт, нежели весьма полезное высвобождение эмоций. То есть для полной реализации потенциала голоса мало просто петь те или иные популярные песни. Я считаю, что для выстраивания резонанса клеток необходимо петь мелодии с протяжными нотами. Чтобы это было действительно эффективно, нужно дать телу шанс научиться петь в полную силу: то есть научиться петь на диафрагме и в полном диапазоне своего голоса, чтобы в звучании был весь спектр доступных голосу частот.

ВЫВОДЫ

Развивать навыки пения нужно каждому и вот почему:

  • ЧТОБЫ более эффективно влиять на слушателя и доносить свое художественное послание
  • ЧТОБЫ давать своему телу поддержку в восстановлении и регенерации, в исцелении и оздоровлении
  • ДЕЛАТЬ ЭТО нужно с корректными мелодиями с протяжными нотами и с большим охватом по высоте частот

P. S. КАК УЧИТЬСЯ ПЕТЬ?

Сложившееся представление на эту тему это «Учиться правильно петь нужно у педагога». Однако, как показывает практика для большинства педагог по вокалу это слишком мощная система. Многие из них несут жесткую систему ценностей «правильности». В результате одни вокалисты становятся просто копиями кого-то уже известного, другие вокалисты ломаются в гонке за «показателями», третьи разочаровываются и бросают занятия вокалом.

Я рекомендую попробовать онлайн-курсы по вокалу. Это и проще по времени, и доступнее по деньгам, и во многих случаях наиболее подходящий способ набрать инструментов для дальнейшего самостоятельного развития голоса. Потому что научиться петь невозможно. Спросите у любого крутого певца умеет ли он/она петь и ответ будет «я только учусь». Все учатся и по другому быть не может!

Голос это вечный путь исследования и развития. Найди себе пару подходящих инструментов и начинай уже сегодня!


Зачем нужен каподастр?

Пару дней назад в разговоре с коллегой всплыл вопрос про каподастр. Мой собеседник выразил мнение, что каподастр это облегчение задачи и «настоящие гитаристы» не упрощают себе жизнь и играют без каподастра. Захотелось описать несколько причин пользы каподастра.

1: Смена тональности

Исполнитель разучивает песню в определенной позиции на грифе. Песня «лежит в руках» и расположение аккордов сильно завязано с вокальной линией. Представим, что у артиста возникает вариант дуэта и нужно понизить партию своего вокала, чтобы партнер мог спеть на терцию выше. Для этого придется либо искать совершенно другие комбинации расположений пальцев, либо взять каподастр и играть те же аккорды, что и раньше, но в другой позиции.

Бывает еще, что по причине простуды голос сел, а играть концерт надо и приходится находить решение. Самый быстрый и надежный способ — взять каподастр и найти подходящую тональность.

Каподастры могут еще быть и красивыми

2: Обновление звучания

Иногда у автора возникает застой. Нет вдохновения, нет идей. Новый инструмент частенько дает толчок вдохновения. Однако, не каждый может пойти и приобрести новую гитару. В таком случае на помощь может придти каподастр, который откроет новое звучание в старом инструменте.

Также в длинной программе концерта с 15-20 песнями бывает полезно разнообразить звучание и перенести звук выше по грифу. Тем самым получится свежий звук гитары и это задаст динамику звучания главного (а то и единственного) инструмента.

Борис Гребенщиков часто пользуется каподастром

3: Обогащение звучания

Есть много трюков звукозаписи. Один из них это дублирование партий гитары. Еще больше обогатить звук можно дописав гитары с той же гармонией, но в другой позиции — с каподастром.

Даже виртуозы вроде Эни ДиФранко пользуются каподастром

4: Композиционные идеи

Каподастр может помочь найти новые гармонические идеи, если пробовать ставить его не на весь гриф, а на пять струн из 6. Артист по имени Дэвид Уилкокс разрабатывает уже многие годы технику с двумя каподастрами:

5: Снижение физической нагрузки

Когда играешь длинный концерт из 20-25 песен, бывает важно дать руке передышку и перенести одну из песен так, чтобы не брать баре и играть все выше по грифу с каподастром.


В заключение скажу — каподастр должен быть всегда под рукой у каждого гитариста! Только выбирайте качественный. Дешевые китайские чаще неудовлетворительны по качеству. Отличные у компании PLANET WAVES. У меня есть старый (более 15 лет пользуюсь) и новый серебряного цвета из легкого металла. Прекрасный! Вот такой


ПЕСНИ И СЕРИАЛЫ

Если покопаться в памяти, то вспоминается, что первая моя любовь среди сериалов случилась с «Агентство Лунный Свет», которое я религиозно смотрел в Питере. Иногда приходилось производить с огрызком антенны некоторые манипуляции в целях добычи более четкого изображения. Досмотрел я его много позже, году в 2009м, сидя в ванной и имея все серии на дисках вставляемых в ноут.

Позже я сильно полюбил ситкомы как форму искусства. Главным в них стал FRIENDS. Ещё я бы выделил прекрасный EVERYBODY LOVES RAYMOND и SEINFELD. Все эти ситкомы я посмотрел от начала и до самого конца все их 8-11 сезонов. Ситкомы прекрасны мгновенной реакцией на актуальную повестку и емкую полную юмора подачу.

иконический момент с песней U2 «With or without you»

Однако, на песни там обычно времени не хватает. Музыкальная сторона ситкома это по большей части музыкальные вставочки между сценами. Во FRIENDS это часто блюзовые гитарные заигрыши, в SEINFELD — характерные рисунки на басу в технике «слэп», то есть дерганье за струны и удары по ним.

композитор SEINFELD рассказывает про свою работу

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

Песни и Великие моменты совмещения смыслов происходят в сериалах жанра «драма». Особенно рвануло в этой сфере с момента бума телевидения (главным образом кабельного). Зритель получил шанс смотреть драмы (и не только) в очень разных жанрах с разной повесткой и разной подачей. Все это и потребовало и позволило появление в сериалах песен нишевых авторов. Чем сильнее конкуренция, тем тоньше детали продукта, поэтому музыкально-звуковая составляющая сериалов стала обретать все большее значение.

Переводные (дублированные тоже) версии западных сериалов часто уводят звук на второй план, так что для оценки этого важнейшего пласта повествования нужно включать оригинальный звук с субтитрами или без и следить за текстами песен.

АВТОР КАК ОСЬ ИСТОРИИ

Более того, местами песни и их авторы становятся важной частью истории серии. Вчера я посмотрел одну из серий «CRIMINAL MINDS», в которой Главный герой взял свой образ с образа Джони Кэша и строил своё поведение на ценностях из песен легенды кантри.

Серия начинается и заканчивается песней Джони Кэша, в комнате у парня висит постер Джони Кэша и одевается он весь в черное как и Кэш.

В русском кино я такое видел всего один раз — в «Брат» Балабанова герой является поклонником Наутилуса. Этот ход — связь с конкретным исполнителем и даже конкретным питерским магазином дисков рядом с кинотеатром «Спартак» было одной из ниточек ухвативших мое внимание как зрителя. И бесит слышать в нынешних русских сериалах уклонение от называния конкретных топонимов. Вечное стыдливое «в нашем городе». Почему нельзя выбрать конкретный уездный город (если речь идёт о таком) и не использовать конкретные приметы города?

Что касается песен, то «БРАТ» и тут чуть ли не единственный пример в русском кино и тв тесной связки между историей и песнями.

Есть некоторые сдвиги: в новом сериале Богомолова «Хороший человек», к примеру, звучат песни группы «Ноль», В сериале «Обычная женщина» звучала песня «Бейся, сердце» Сироткина.

РАДОСТЬ ПРОСМОТРА

И вот я вывожу формулу успеха сериала (для меня лично). Если это не фэнтэзи типа «Престолов», то работа композитора и количество классных песен для меня играет огромную роль. В «Секретных материалах» многое вытягивал сюжет и два главных актера, но и там было много песен и крутой композитор. А вот в «CRIMINAL MINDS» что ни серия, то либо SILVERSUN PICKUPS, либо STEVIE RAY VAUGHAN, либо Джони Кэш! Просто прелесть. Ну или вспомним «доктора Хауса» — в первых трёх сезонах в каждой серии было по 2-3 ярких песни чудесных артистов. Причём не просто песни, а подчеркивающие сюжет!

АРТИСТАМ ВО БЛАГО

С другой стороны вся эта история с десятками крутых сериалов и песен в них — большая поддержка артистам второго и третьего эшелонов. Это артисты с прекрасными песнями, но не стадионного формата. Большие гастроли для них не всегда возможны экономически и не всегда рентабельны. А за каждую синхронизацию (так называется совмещение существующей песенной фонограммы с новым видео-рядом) они получают свои 1-10 долларов за единоразово использование и плюс рояли за релиз на носителях и стриминг.

Плюс авторы композиций имеют роялти от каждого использования. То есть когда в сериале слышна песня Боуи в исполнении артистки Аврора, то Аврора получает какие-то деньги за фонограмму (от 1000 до 10 000) и правообладатели Боуи тоже имеют какие-то отчисления.

песня Дэвида Боуи в исполнении молодой девушки AURORA

Естественно, это ещё и канал продвижения — услышал в сериале песню, зашазамил и слушаешь альбом. Так поступил сегодня я, услышав Вчера в эпизоде Хауса песню Роузи Томас. Но это не означает, что артисты должны отдавать свои фонограммы в сериалы и кино бесплатно только ради промо.


СТРИМИНГ для ведущих практик

Только сегодня у меня в личке поутру было два сообщения с вопросами как-то решить проблему звука.

У меня много знакомых ведущих практики, семинары и какие-то другие штуки в оффлайн и теперь большинство из них вынуждены в срочном порядке искать связи со своей аудиторией онлайн. Это по большей части речь и музыка играющие одновременно.

Мы проводим сессии по открытию голоса и способ обустроить это как хотелось бы я пока ищу, не могу сказать, что получилось найти решение, так как тут мало техники и умения с моей стороны нужно еще найти максимально простое решение для студентов.

А вот для ведущих практик вопрос «Как наладить хороший звук речи и музыки одновременно?» можно сказать решен.

Конечно, есть еще момент вложений. Сколько средств есть для вложения в обустройство качественного эфира. Сегодня я нашел чудесное видео от американского парня, который поискал и нашел как уложиться в сумму в 500 долларов:

https://www.youtube.com/watch?v=ZvxQpVeSTpg

ВКРАТЦЕ что он предлагает — сочетать 6 элементов:

  1. Телефон хорошего качества (у него iPhone 11 — но камеры iPhone с 6й модели уже достаточно)
  2. Apple Camera Connection Kit (3500 руб) — чтобы связать пульт с iPhone
  3. YAMAHA AG03 (9000 руб) — пульт позволяющий сплетать речь и музыку, управлять ими без сложностей
  4. RODE WIRELESS GO (16 000 руб) —  беспроводной микрофон, который позволит свободно двигаться и отходить от камеры на расстояние позволяющее показывать танцы, гимнастику и так далее.
  5. ОСВЕЩЕНИЕ — Aputure Amaran AL-M9 (3500 руб) — или нечто подобное
  6. Стойка/держатель/штатив держатель для телефона (вот неплохой вариант за 2600 рублей) — без стойки не удастся добиться хорошего ракурса для самой лучшей камеры.

ИТОГО (без телефона) у нас получается сумма в 35 000 рублей — как раз 500 долларов по нынешнему курсу. Музыку подавать придется со внешнего источника — либо еще один телефон, либо компьютер.

ГДЕ МОЖНО УЖАТЬСЯ?

ПУЛЬТ: вместо изящной и богатой крутотой YAMAHA взять BEHRINGER XENYX 302USB за 4500-5000 тысяч.

МИКРОФОН: либо приобрести гарнитуру наушники-микрофон, либо использовать обычный динамический микрофон и настольную стойку. Гарнитуры бывают за 800 рублей и выше. Микрофон можно купить за 1800 рублей (вроде этого) плюс стойка (еще 700 рублей)


ТРАНСЛЯЦИЯ концерта через OBS STUDIO на Маке

За последний месяц я поднаторел в выходе в прямой эфир. Ввиду моей упертости и увлеченности живым звуком я решил пойти дальше микрофона встроенного в телефон. Вот мой эфир от 18 апреля — концерт в прямом эфире с двумя камерами и двумя режимами: один для общения и один для живого исполнения песен под гитару.

ОСНОВЫ

Центром вещания в данном случае стала бесплатная программа OBS STUDIO установленная на компьютер iMac (2019) со встроенной вебкамерой. Внешние карты было две: Focusrite Scarlett 18i8 + Zoom H5.

ВИДЕО

Камера iPhone почти всегда лучше любого вебкама, даже встроенного в моноблоки от APPLE. Подключить iPhone как минимум на системах iOs 12 и 13 довольно просто — нужно всего лишь достать кабель LIGHTNING-USB соединяющий iPhone и блок питания и воткнуть его в USB порт iMac или лэптопа от APPLE.

Потом нужно осуществить простую процедуру «доверия» и дать компьютеру доступ к айфону.

OBS STUDIO умеет видеть такой айфон как источник видео-потока. Просто добавьте «Устройство захвата видео» и выберите ваш АйФон.

Экран айфона нужно будет освободить от всего, кроме изображения картинки принимаемой камерой айФона. Для этого есть специальное приложение OBS CAMERA (платное), но я пользуюсь приложением WireCast GO — оно бесплатное и выполняет свою задачу.

В OBS не помешает добавить на видео фильтр резкости и коррекции цвета.

Не стоит забывать про свет. Я купил некоторое время назад недорогую ЛЕД лампу вроде вот этой. Но еще есть и неоновая лампа из строительного магазина, которая помогает с заливочным светопотоком.

ЗВУК

В моем случае я хотел сделать приемлемый звук голоса и гитары для песен плюс озвучить речь для ответов на вопросы.

В процессе общения с OBS Studio выяснилось, что программа видит только два первых канала аудио-интерфейса. Чуть позже до меня дошло, что я могу добавить второй интерфейс со вторым микрофоном и посвятить источники для каждой из задач. OBS позволяет вешать на аудио-источники VST плагины, а связь с любым внешним секвенсером (DAW) проблематична. Поэтому я построил линейку эффектов внутри OBS — эквалайзер, компрессор, ревер и лимитер на «художественный» поток звука и то же, но без ревера на «разговорный поток». Художество пустил через Скарлет 18i8, а речь шла через Zoom H5.

Вокал я снимал микрофоном ОКТАВА 012, гитару AKG 4000 B пущенными в Скарлет.

Речь шла через AKG 1000S пущенным через Zoom H5.

ПЛАГИНЫ

Хороший плотный, чистый и достаточно громкий звук обеспечивается качеством интерфейса, микрофона, комнаты и звукоизвлечения ПЛЮС набор эффектов: Эквалайзер, Компрессор, Ревербератор и Лимитер.

Встроенные в OBS плагины не устроили меня своей косностью. Так что я использовал EQ от Фокусрайт (RED 2), компрессор iZotope Ozone Elements 9 и ревер от SOFTUBE.

Однако, это не бесплатные плагины. Порывшись в сети я нашел следующие хорошие решения для этой цепи:

Вот второй концерт записанный уже с двумя исполнителями и там я придумал второй способ включать/выключать ревер — создание сцены с другим набором аудио-источников. Можно добавить еще один источник с другим названием, но давать звук будет тот же интерфейс. На одной сцене звук будет с добавлением ревера, на другой без. Переключение сцен в OBS легко делается одним нажатием на клавиатуре через присваивание горячих клавиш в настройках.

МОНИТОРИНГ

В OBS сложно понять что за звук уходить в трансляцию. Поэтому настоятельно рекомендую делать пробный закрытый стрим и строить звук по нему. Ссылку на стрим высылаем себе на другое устройство и слушаем в наушниках что за звук приходит в youTube.


SOFAR SOUNDS — богатый видео-канал недоплачивает музыкантам

Хотя в России YouTube каналы уже давно пользуются популярностью и хозяева их как будто могут неплохо зарабатывать, поднимая уровень самого материала все выше, чисто музыкальных каналов призванных находить интересных музыкантов и делиться их музыкой с широкой аудторией почему-то совсем немного. Я, к примеру, ни единого назвать не могу.

Это видео писали в Анкаре. Более 1 миллиона просмотров!

А вот в других мирах есть довольно много случаев успешных видео-каналов получающих нехилое развитие. Стоит только вспомнить около-радийные TINY DESK CONCERTS Национального Радио США NPR или канал радио-станции KEXP.

Однако, вышеупомянутые это всё же каналы с фокусом на известных артистов. SOFAR SOUNDS целятся на интересных представителей андеграунда. Концепция у канала схожая с BALCONY TV — филиалы в множестве городов мира (более 430 городов), в которых частенько организовываются концерты и из них режут ролики для канала.

На настоящий момент у SOFAR SOUNDS 875 000 подписчиков накопленных с 2009 года. Идея была такова, что концерты происходят в любопытных местах и заранее неизвестно кто именно будет выступать. Таким образом создается уникальная атмосфера пристального внимания к новому артисту и материалу, а музыканты тоже играют в особом режиме — играть на новую аудиторию это всегда нечто особенное.

Ежемесячно проект устраивает более 600 концертов по всему миру. Более 25 000 уже выступило для SOFAR SOUNDS.

Совсем недавно SOFAR SOUNDS сообщила о вливании серьезного капитала в свою работу — более 31 миллиона долларов.

При этом, кажется, ребята, придумав красивую рабочую модель, забыли включить в систему дохода музыкантов. Билеты на концерты SOFAR SOUNDS стоят от 15 до 35 долларов. За вечер выступает 3 артиста. Каждому из них платят всего 100 долларов. Хозяин помещения не получает ничего, а остальные деньги идут в SOFAR. В среднем концерт собирает кассу в 1100-1600 долларов, чаще больше.

Ввиду того, что финансовый риск предприятия сводится к 300 долларов на оплату музыкантам и некоторых сил по организации события, кажется, что компания не сильно щедра по отношению к играющим и поющим. Обидно.

В Москве они тоже пишут видео! Это круто, конечно. Интересно, сколько платят русским музыкантам писавшимся в этом проекте:

опубликовано в 2017м году — 10.7 тысяч просмотров
Это самое свежее видео SOFAR SOUNDS из Москвы — 8 мая 2019 года залито в YouTube

по материалам статьи на HypeBot.com


Страницы:1234567...31